Российская Информационная Сеть
31 марта, 11:49

"Воевать не сможет": в США признали провал самого дорогого проекта

Спустя почти двадцать лет после первого полета F-35 допустили К полномасштабному производству. Но даже у американского государства самолет вызывает множество проблем. О проблемах самой дорогой оружейной программы в истории - в материале Ласт Ньюс .

в марте Пентагон известило долгожданную новость: F-35 наконец-То запускают в серию. Это у многих вызвало удивление, ведь Фирма Lockheed Martin уже изготовила почти тысячу подобных машин.

И в правду, первая версия истребителя 5-го поколения - F-35A - поднялась в воздух Еще в 2006-м. В 2008 году протестировали F-35B - с укороченным взлетом И вертикальной посадкой, А в 2010-м - палубный F-35С. К производству приступили в 2011-м, Спустя год истребитель приняли в использование для учебных целей, А в 2015-м его приняли на вооружение: сперва для корпуса морской пехоты, потом в ВВС И ВМС США.

Но замысел был куда амбициознее: в 2001 году обещали К 2010-му выпустить 2852 машины. Прошло 23 года, портфель заявок с учетом заграничных покупателей достиг 3481 единицы.

Экспорт играет важную роль: Вашингтон, по настоящему, выступает главным спонсором программы, Но в ней принимают участие Еще 16 стран: Великобритания, Италия, Нидерланды, Канада, Австралия, Дания, Норвегия, Япония, Южная Корея, Бельгия, Польша, Сингапур, Финляндия, Германия, Чехия И Швейцария. Комплектующие делают в семи странах.

То, что истребитель делали " всем миром ", отразилось И на цене. F-35 - наиболее дорогой оружейный проект в истории. Американская Счетная палата оценивает его в 1, семь триллиона долларов. На стадии разработки Lockheed Martin планировала вписаться в сумму в 7 раз меньше - в 233 млрд..

Общая Цена программы вобрал в себя производство, применение И обслуживание истребителя. К тому же основная часть расходов - 1, 3 млрд. - Как раз приходится на поддержание самолетов в рабочем состоянии. За два десятилетия F-35 стал символом не только мощи И амбициозности американского ВПК, Но И его высоких трат И долгостроев. Каждый час полета тридцать 5-го, Как выяснила Счетная палата США, обходится налогоплательщикам в 42 тысячи долларов.

Еще одно симптоматичное свидетельство вопросов американского ВПК - частые нештатные ситуации с F-35. За почти четверть века он так И не избавился от детских болезней.

на 1-ый взгляд очевидное требование К истребителю 5-го поколения - полет на сверхзвуковой скорости - оказалось не так просто исполнить. Например, Если палубные версии находятся в данном режиме достаточно долго, То теряют малозаметность. Стелс-покрытие вздувается, обшивка трескается, антенны в хвостовой части выходят из строя.

Также выявили дефекты силовой установки - И уже случались катастрофы. В начале зимы 2022-го на месте базирования Форт-Уэрт во время вертикальной посадки разбился F-35B. Поставки И приемочные полеты приостановили на два месяца.

Пилоты Также жалуются на гипоксию - насчитали около 40 эпизодов, К тому же в мае 2020-го из-за этого один самолет рухнул. Летчику получилось спастись. Несколько машин разбились из-за сбоев в программном обеспечении. Отмечали И неполадки в дисплее распиаренного шлема, который сам по себе стоит Как спорткар: 400 тыс. долларов. А сенсорная приборная панель в кокпите, По данным испытателей, нередко не реагировала на нажатия - по небольшим данным, в 20% случаев.

Все эти недостатки И проблемы складываются в не самую радужную для столицы США картину: подавляющее число F-35, Как заявляют масс-медиа Америки, небоеспособны.

Дело в том, что И программный офис, И Министерство обороны США в собственных отчетах О состоянии истребителей применяют формулировку mission capable. То есть самолет может летать И выполнять определенные боевые задачи. Полная боеготовность - Это full mission capable.

Согласно сентябрьскому отчету Счетной палаты, не полностью боеспособных самолетов - 54, 69%, полностью боеспособных - 27, 75%. Это куда меньше того, что требуется.

" Если самолет может трудиться только 55% времени, А цель - 85-90%, Это означает, налогоплательщики не получают То, за что платят ", - приводит NBC слова автора отчета Дианы Маурер.

Как подчеркивается в документе, кроме уже имеющихся вопросов, возникли трудности с ремонтом - не хватает запчастей. И справиться с этим в условиях логистического разброса на восемь государств экстремально сложно.

При этом в начале зимы Счетная палата сообщала, что из семи ее рекомендаций Министерство обороны США И Lockheed Martin выполнили 3, не полностью - Еще 3, А одну попросту проигнорировали. По факту изготовитель продолжает штамповать бракованные самолеты, которые уже на выходе с конвейера требуют восстановления.

Ничто из этого не помешало Вашингтону принять заключение О полномасштабном производстве. В реальности, уточняет рейтер, значит всего-навсего завершение эксплуатационных испытаний. И теперь О недостатках главного американского истребителя - Причем приспособленного под ядерные бомбы B61-12 - будут узнавать " по ходу дела ".



Источник: РИА Новости

nbsp;RIN 2000-